Центр исследования компьютерной преступности

Юридическая клиника «Защита прав обманутых вкладчиков»

home контакты

Правовые аспекты и сравнительный анализ законодательства России и Украины в отношении использования электронной коммерции

Дата: 09.11.2007
Источник: www.crime-research.ru
Автор: Алексей Скрябин


hack/Hack66.jpg ... систем и защиты информации СБУ приняли Приказ от 12 декабря 2001 г. № 151/72, которым утвердили "Порядок контроля за сдерживанием лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности из разработки, производства, использования, эксплуатации, сертификационных испытаний, тематических исследований, экспертизы, ввоза, вывоза криптосистем и средств криптографической защиты информации, предоставления услуг в отрасли криптографической защиты информации, торговли криптосистемами и средствами криптографической защиты информации" [37].
10. Положение "О государственной экспертизе в сфере криптографической защиты информации"[38], утвержденное Приказом Департамента специальных телекоммуникационных систем и защиты информации СБУ от 25 декабря 2000 г. № 62. Положение устанавливает порядок организации и проведения государственной экспертизы в сфере криптографической защиты информации в Украине, которое непосредственно связано с созданием и распространение средств ЕЦП, из которых генерируется собственно электронная цифровая подпись.
Сегодня существует ряд юридических проблем, затрудняющих использование Интернет-коммерции в Росси.

Во-первых, до 1 января 2001 г. существовал юридический казус, связанный с тем, что в соответствии с законом РФ «О банках и банковской деятельности» и законом Украины «О банках и банковской деятельности» от 20 марта 1991 года, операции с пластиковыми карточками не отнесены к банковским, а значит, могут подпадать под налогообложение. И только юридические ухищрения, связанные с возможностью расширительного толкования банковских операций на основе некоторых прецедентов, дают возможность вывести их из-под налогообложения.

1 января 2001 г. вступила в действие вторая часть Налогового Кодекса РФ, исправившая ситуацию с налогообложением операций по пластиковым картам.
Во-вторых, существует Положение ЦБ РФ №23-П «О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием» а также Лист Национального банка Украины «В отношении создания и внедрения национальной системы расчетов с использованием пластиковых карт», позволяющее совершать торговые операции через Интернет с оплатой товаров с помощью пластиковой карточки. В Разделе 1 Положения ЦБ РФ №23-П допускается составление «документа по операциям с использованием банковских карт» не только с использованием самой банковской карты, но и ее реквизитов, как это и происходит при покупках через Интернет.

Однако реквизиты банковской карты, сообщаемые ее владельцем торговому предприятию, не могут претендовать на роль аналога собственноручной подписи владельца карты. Поэтому при совершении электронной покупки нарушаются требования к форме расчетного документа, который в соответствии с действующим гражданско-правовым законодательством должен быть заверен собственноручной подписью покупателя или ее аналогом (абз. 1 п. 1 и п. 2 ст. 160 ГК РФ).
Та или иная модель платежей в Интернете является специфической формой безналичных расчетов, которая может быть принципиально новой или соответствовать уже существующим формам. В соответствии с п. 1 статьи 862 ГК РФ форма безналичных расчетов считается законной, если она либо предусмотрена законом и установленными в соответствии с ним банковскими правилами, либо подпадает под категорию «применяемого в банковской практике обычая делового оборота».

Безналичные расчеты осуществляются через банки, другие
финансовые учреждения (дальше - банки), в которых открыты соответствующие
счета, если другое не выплывает из закона и не обусловлено видом
безналичных расчетов.
Остановимся подробнее на этих основаниях. Первое кажется более очевидным. Под «банковскими правилами», установленными в соответствии с законом, следует понимать нормативные акты ЦБ РФ как компетентного органа, устанавливающего правила осуществления расчетов в России.

Единственный вопрос, который может возникнуть в связи с этим основанием, — насколько правомерна форма безналичных расчетов, если она установлена нормативными актами Банка России и Украины, а соответствующий закон еще не принят? Ответ на него дает практика российского и украинского нормотворчества, в соответствии с которой в качестве временной меры допускается регулирование подзаконными актами отношений, которые должны быть урегулированы законом.
Более трудным является анализ второго основания существования - форм и видов безналичных расчетов — «применяемого в банковской практике обычая делового оборота». Под «обычаем делового оборота» действующее законодательство понимает «...сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе» (п. 1 ст. 5 ГК РФ). Приведенное определение содержит три существенные черты. Обычай делового оборота — это такое правило поведения в сфере предпринимательской деятельности, которое:
- сложилось, то есть постоянно и достаточно определено в своем понимании;
- широко применяется;
- не предусмотрено действующим законодательством. Поскольку приведенные критерии являются слишком общими, в каждом конкретном случае может быть трудно установить наличие или отсутствие обычая делового оборота. В этом случае практика большое значение придает закреплению потенциального обычая в актах отечественных и особенно международных торговых палат и иных авторитетных в данной области организаций.
На данный момент можно с уверенностью сказать, что под определение «применяемого в банковской практике обычая делового оборота» подпадают операции с платежными картами, также являющиеся особой формой безналичных расчетов.
И последнее, что представляется важным отметить в связи с общими положениями о безналичных расчетах, — это правило части 3 статьи 861 ГК или глава 74 ГК Украины, в соответствии с которым «безналичные расчеты производятся через банки, иные кредитные организации, в которых открыты соответствующие счета, если иное не вытекает из закона и не обусловлено используемой формой расчетов». В соответствии с действующим законодательством, помимо кредитных организаций, расчеты могут осуществляться:
- путем зачета взаимных требований;
- с использованием векселей.
Первый способ не применим к платежам в Интернете, а что касается второго, то статья 4 Федерального закона «О простом и переводном векселе» устанавливает, что любой вексель должен быть составлен только на бумажном носителе.

Таким образом, с использованием электронных технологий расчеты могут осуществляться только через кредитные организации. В соответствии с п. 2.1 Положения ЦБ РФ «О проведении безналичных расчетов кредитными организациями в Российской Федерации» «расчеты в безналичном порядке между кредитными организациями, филиалами могут производиться через:
- расчетную сеть Банка России;
- кредитные организации по корреспондентским счетам «ЛОРО» и «НОСТРО»;
- небанковские кредитные организации, осуществляющие расчетные операции;
- внутрибанковскую расчетную систему (счета межфилиальных расчетов).
По общему правилу, существование расчетного документа в электронной форме возможно при соблюдении следующих условий: заверения документа способом, являющимся аналогом собственноручной подписи уполномоченного лица (уполномоченных лиц), и существования предварительного (письменного) соглашения о порядке его использования. Поскольку, электронные расчеты возможны только через кредитные учреждения, то они должны иметь соответствующую банковскую лицензию, как это определено Законом РФ «О банках и банковской деятельности» и нормативными актами ЦБ РФ. В случае использования моделей, основанных на логике ценных бумаг, что в соответствии с частью 1 пункта 1 статьи 149 ГК РФ будет считаться бездокументарной ценной бумагой, возникает необходимость получения дополнительно специальной лицензии, дающей право на электронную фиксацию прав, закрепляемых ценной бумагой. Также следует заметить, что электронная фиксация прав, закрепляемых ценной бумагой, возможна только в случаях, определенных законом или в установленном им порядке.

Очевидно, что основная цель платежей в Интернете, — ускорение гражданского оборота и придание дополнительных удобств его субъектам. Однако эта цель не может быть достигнута без адекватного механизма разрешения возможных споров. Существующая система гражданских и хозяйственных судов в Украине и России не может справиться с этой задачей и по причине больших сроков разбирательства дел, и по причине неподготовленности судей к такого рода процессам.
Естественный выход из этой ситуации — создание специальных районных и хозяйственных судов, не имеющих указанных недостатков. Однако этому препятствует несовершенное гражданско-процессуальное законодательство России и Украины. В соответствии с существующим порядком в России третейские суды для разбирательств споров между гражданами могут быть созданы только для рассмотрения конкретного спора после его возникновения и только на безвозмездной основе. Но самым главным недостатком законодательства является то, что оно не предусматривает возможности рассмотрения третейским судом спора между физическим и юридическим лицом.
В связи с вышеизложенным возникает необходимость внесения изменений в законодательство России и Украины. А в частности ЗУ «О судоустройстве», а также изменения и дополнения в ГК и ГПК.

Выводы.</ strong>
Подытоживая изложенное, необходимо отметить, что опыт многих государств мира свидетельствует о том, что комплексная регуляция отношений в сфере электронной коммерции нуждается в принятии закона "Об электронной коммерции".
Проведенные исследования выявили ряд юридических проблем, связанных с использованием электронной коммерции в Украине и России.

Так в...

Подробнее : Skraybin07

Добавить комментарий
Всего 0 комментариев


Copyright © 2001–2009 Computer Crime Research Center

CCRC logo
Рассылка новостей