Центр исследования компьютерной преступности

home контакты

Проблемы увеличения совершения преступлений в сфере использования ЭВМ, а также распространения незаконно скопированного (пиратского) программного обеспечения

Дата: 02.01.2005
Источник: www.crime-research.ru
Автор: Андрей Белоусов


staff/Belousov.jpg ... собой то, что ряд формулировок уголовно-правовых новелл страдает отмеченным выше недостатком.

С криминалистической точки зрения, наиболее важным для правильной квалификации преступления в сфере компьютерной информации является факт представления этой информации в виде, предназначенном и пригодном для ее обработки, хранения и передачи с использованием электронных технических средств, список которых не ограничивается исключительно компьютерами. При этом смысловое содержание информации уходит на второй план, так как в машинном виде оно всегда представлено одинаково – в виде, определяемом физической природой материального носителя информации.

Для определения местонахождения компьютерной информации более правильным представляется использование введенного Законом Украины «Об информации» № 2658-XII от 02.10.92 г. и Указом Президента Украины «О положении о технической защите информации в Украине» № 1120/2000 от 06.10.2000 г. понятия «материальный носитель информации», в который, наряду с машинными носителями, входит и электромагнитный сигнал, использующийся при информационном обмене между ЭВМ по радиоканалу, электрическому или оптоволоконному кабелю и т.п.

Необходимость учета данного факта в уголовном законодательстве ряда промышленно развитых государств мира (например, в Канаде) привела к формированию двух относительно самостоятельных групп преступных деяний в сфере информатизации и новых информатизационных технологий:
• «компьютерных преступлений»;
• «коммуникационных преступлений».

Отсутствие подобного деления в украинском уголовном законодательстве, а также возникновение реальных уголовных дел, связанных с доступом к компьютерной информации через радиоканал, требует более тщательной правовой проработки этого вопроса.

Существует большое число информационных систем и сетей, не имеющих собственника, однако широко использующихся в серьезных практических приложениях. Ярким примером может служить всемирная сеть Интернет.

Включение в определение компьютерной информации термина «идентифицируемый элемент информационной системы» является неоправданным. Идентификация компьютерной информации в рамках выявления и расследования преступлений в рассматриваемой сфере представляет собой самостоятельную и исключительно сложную криминалистическую задачу, которая в настоящее время не имеет однозначно положительного решения.

Более того, специфика компьютерной информации, ее способность к копированию (перемещению без изъятия из первоначального места расположения), отсутствие у нее ярко выраженных индивидуальных свойств приводит к необходимости проведения определенных криминалистических действий по преобразованию информации на материальном носителе в документированную информацию, то есть в такую «организационную форму, определяемую как совокупность:
• содержания информации;
• реквизитов, позволяющих установить источник, полноту информации, степень ее достоверности, принадлежность и другие параметры;
• материального носителя информации, на котором ее содержание и реквизиты закреплены».

При этом идентификация компьютерной информации будет проводиться на основе документированной.

Таким образом, компьютерную информацию как объект преступного посягательства, правильнее было бы определить следующим образом:

Компьютерная информация – это информация, представленная в специальном (машинном) виде, предназначенном и пригодном для ее автоматизированной обработки, хранения и передачи, находящаяся на материальном носителе и имеющая собственника, установившего порядок ее создания (генерации), обработки, передачи и уничтожения.

Вторым базовым понятием, широко используемым в статьях Уголовного кодекса, посвященных преступлениям в сфере компьютерной информации, является ЭВМ – электронная вычислительная машина. Большинство авторов комментариев УК для пояснения данного понятия используют классическое определение, заимствованное из технических наук, в соответствии с которым под ЭВМ понимается устройство, выполненное на электронных приборах и состоящее из ряда основных функциональных элементов: логических, запоминающих, индикационных и ряда других.

Приведенное определение ЭВМ является сложносоставным и для целей правового регулирования (и тем более, уголовного) требует серьезной конкретизации. Отсутствие необходимой детализации в Уголовном кодексе неминуемо приведет к возникновению ряда вопросов, не имеющих однозначного юридического решения.

Большое значение для правильной квалификации преступлений в сфере компьютерной информации играет цель или мотив совершаемых деяний. Однако рассматриваемые статьи УК, к сожалению, не содержат упоминаний о них, что приводит к серьезным трудностям в правоприменительной практике.

Как, например, следует расценивать научно-исследовательские работы (проводимые зачастую по инициативе и за счет государства) по изучению компьютерных вирусов (вредоносных программ) для выработки мероприятий по борьбе с ними, если такая деятельность фактически образует состав преступления, предусмотренного ст.361 УК Украины.

Уже несколько лет автор одного из наиболее популярных антивирусных программных продуктов Aidstest Д.Лозинский регулярно получает по электронной почте новые виды и модификации компьютерных вирусов для анализа. Таким образом, все, кто присылает ему эти вредоносные программы, делают благое дело, которое впоследствии позволит сотням и тысячам других людей избежать значительного ущерба от их воздействия. Однако если следовать букве закона, получается, что они совершают уголовное преступление, предусмотренное УК Украины.

По сложившейся практике, компьютерная информация в виде программ для ЭВМ, баз данных является объектом интеллектуальной собственности и охраняется законом после ее соответствующей регистрации. При этом подразумевается охрана авторских прав и всех вытекающих из этого правомочий. Однако в Уголовном кодексе существуют отдельные составы преступлений (ст.177 «Нарушение прав на объекты промышленной собственности» и ст.229 «Незаконное использование товарного знака»).

Некорректной представляется используемая в статьях УК конструкция «нарушение работы ЭВМ». Данный термин заимствован из области техники и мало пригоден для построения юридических формулировок. Используя понятие ЭВМ как технического устройства, невозможно установить, что такое «работа ЭВМ», и оценить, нарушена она или нет.

Например, в результате неправомерного доступа к информации стерт один файл с программой обработки данных. В итоге ЭВМ работоспособна (то есть, включается питание, и проходят все необходимые тесты), на ней функционируют все вновь устанавливаемые программы, и лишь при запуске одной из них при выполнении определенной операции внутри этой программы ожидаемый результат не достигается. Следует ли такую ситуацию считать нарушением работы ЭВМ? Сформулированный вопрос обусловлен тем, что используемое техническое понятие «работа ЭВМ» не связано с конечным результатом вычислений, то есть с тем, ради чего ЭВМ используется.

Весьма расплывчата и формулировка части первой статьи 363 УК Украины «Нарушение правил эксплуатации автоматизированных электронно-вычислительных систем». Это связано, в первую очередь, с тем, что единых правил эксплуатации ЭВМ в настоящее время не существует, да и вряд ли таковые появятся в обозримом будущем, так как у различных компьютерных и построенных на их основе сетей существует слишком много технических особенностей.

Еще одним примером неудачного заимствования технического термина является применение конструкции «Незаконное вмешательство в работу электронно-вычислительных машин, их систем либо компьютерных сетей, повлекшее искажение либо уничтожение компьютерной информации…» (ст.361 УК Украины). По моему мнению, необходимо сделать акцент на то, что любое незаконное проникновение, даже не повлекшее за собой никаких последствий (искажение либо уничтожение компьютерной информации), является преступлением.

Также не совсем понятно и определение «…распространение компьютерного вируса путем применения программных и технических средств, предназначенных дли незаконного проникновения в эти машины, системы либо компьютерные сети и способных повлечь искажение или уничтожение компьютерной информации или носителей такой информации». Программные и технические средства необязательно должны быть предназначены сугубо для незаконного проникновения. Как правило, пользователь сам виноват в том, что загружает сомнительные файлы на свой компьютер.

Определение «компьютерный вирус» также следует конкретизировать так, как при обработке информации любая программа заведомо создает, модифицирует и уничтожает данные. Поэтому представляется весьма затруднительным установить степень правомерности действий такого рода, особенно если учесть, что все они производятся за незначительный промежуток времени и в достаточно больших количествах.

Уголовный закон, регулирующий отношения в сфере компьютерной информации, необходим. Но в настоящем виде он требует существенных уточнений и корректировок. Без этого невозможно представить себе адекватное его применение.

Компьютерная безопасность

Минувший год был отмечен серьезным ростом сообщений о компьютерных преступлениях. Отчет Института компьютерной безопасности содержит цифры, которые указывают, что сумма прямых потерь различных организаций составляют миллионы долларов США, причем 75% опрошенных в качестве основных выделяют следующие опасности:
• кража финансовых данных и подделка финансовых документов сотрудниками;
• кража критичной информации уволенными сотрудниками;
• саботаж сотрудников, извещенных о предстоящем увольнении;
• кражи переносных компьютеров и их компонентов.

...

Добавить комментарий
Всего 0 комментариев


Copyright © 2001–2019 Computer Crime Research Center

CCRC logo
Главным направлением в деятельности Центра является широкое информирование общественности об основных проблемах и способах их решения, с которыми сталкивается общество в сфере противодействия компьютерной преступности.