Центр исследования компьютерной преступности

home контакты

Анализ формирования компьютерного андеграунда в контексте современной киберкультуры

Дата: 14.05.2004
Источник: www.crime-research.ru
Автор: Александр Чернавский


... обществу как таковому, ибо уже не является тем, что мы привыкли считать социальной реальностью. Организованное посредством телекоммуникаций и всеобщих усилий сообразно своему «общественному договору», в котором нет места аппарату господства и принуждения, киберпространство становится зоной свободы, где отношения выстраиваются не по принципам, господствующим в окружающей нас социальной действительности, а согласно собственной этике. Таким образом, обозначается еще один момент, свидетельствующий о специфики киберпространства – его этическая, а не юридическая обусловленность. В неподдающейся администрированию ризоморфной среде глобальной сети единственными регуляторами характера взаимодействий и правил общения являются нравственные законы, и, быть может, кантовский категорический императив нигде доселе не обретал такой силы «принципа всеобщего законодательства», как на виртуальных просторах сетевого пространства.

Декларация независимости киберпространства является для нас ярким примером, иллюстрирующим, как некогда локально провозглашенные киберпанками принципы неограниченной свободы информации и особого статуса киберпространства становятся основополагающими в процессе телекоммуникации в глобальной сети Internet.

Рассмотрим теперь другой мотив философии киберпанка, также нашедший свое воплощение в современном Интернете и ставший одной из неотъемлемых характеристик выросшей вокруг него киберкультуры и идеологии сетевого либерализма, а именно, индивидуализм, понимаемый не как отрешенность индивида от окружающей действительности, а как возможность выражать свои собственноличные взгляды, выбирать свой круг предпочтений и интересов. По сравнению с другими средствами массовой коммуникации, Интернет дает несоизмеримо большие возможности для реализации дифференцированного подхода к получению информации. То есть, вместо телевидения или радио, предлагающих готовый информационный поток, пользователь сети, критически оценивая доступный материал, может сам выбирать нужные сведения, а если учесть масштабы глобальной сети, то его выбор оказывается предельно широким. Еще одним фактором, способствующим осуществлению личных интенций индивида, является анонимность. Выступая в качестве виртуального субъекта в интернетовской среде, индивид может реализовать свое реальное «Я», т.е. реализовать те намерения, которые в обычной, «статусной» жизни он не смог бы осуществить в силу социальной обусловленности. Возможность анонимного общения освобождает человека от многих барьеров и условностей, а гарантия, того, что маршруты его навигации в киберпространстве глобальной сети не будут представлять ни для кого интереса, позволяют индивиду без опасения быть «неправильно понятым» затребовать всевозможные материалы, в том числе маргинального и плана.

Доминирование индивидуалистских тенденций во всемирной паутине обуславливает фактическую невозможность создания какого-либо масштабного сетевого сообщества. Собственно говоря, когда мы употребляем понятие «киберкультура», то поступаем не совсем корректно. На самом деле единой киберкультуры нет и быть не может, равно как не существует и никакого единого «сетевого сообщества». Сеть - это пространство одиночек, объединить которых в некую общность, подобную существующим в обществе партиям и движениям, практически невозможно. В сети отсутствует фактор конъюнктуры, поэтому, если люди здесь объединяются, то диктуется это не какими-то внешними мотивами, а подлинными потребностями и влечениями. Когда идет речь о киберкультуре в целом, то ее следует понимать не как какой-то универсум, а как коллаж, мозаику, нарезанную из бесчисленного множества различных субкультур, реализующих себя в киберпространстве глобальной сети. Несомненно, фрагментарность Интернета коррелирует с фрагментарностью постмодерной культуры в целом. Сеть способствует утверждению «племенной психологии», то есть воплощает стремление людей выразиться в микрогруппах, объединенных по определенным, разделяемым индивидами интересам. Таким образом, Интернет становится эффективным средством, обеспечивающим его пользователям возможность коммуникации именно с тем фрагментом реальности, который является наиболее близким для их индивидуальностей, что в очередной раз свидетельствует о его либертарианской сущности.

Теперь, предоставив общую информацию о специфике и особенностях киберкультуры как таковой, мы подробней рассмотрим сам феномен «компьютерного андеграунда» и попробуем привести его классификацию на текущий момент.

Компьютерный андеграунд – обширная совокупность социокультурных групп, которые различаются по способу самовыражения и самоидентификации в виртуальном пространстве, но при этом едины в своем негативно-позитивном отношении к существующему мировому порядку с некоторыми небольшими различиями между друг другом. Люди, которые идентифицируются как «компьютерный андеграунд», стремятся изменить окружающий мир посредством информационных технологий в корыстных или бескорыстных целях, веря в то, что соответствующие преобразования в конечном итоге позитивны.

Далее мы приведем примерную классификацию составляющих элементов компьютерного андеграунда.

Хакеры-исследователи – небольшая, но наиболее образованная и талантливая часть сообщества компьютерного андеграунда, основным занятием которых является исследование разнообразного программного обеспечения на уязвимости, которыми может воспользоваться потенциальный взломщик или которые могут улучшить работу компьютерной системы, сети, увеличивая ее эффективность. Также, здесь приводится общие определение термина «хакер» по книге Эрика Реймонда «Новый хакерский словарь» [4]:

1. Программист, которому изучение тонких и неочевидных возможностей системы доставляет огромное удовольствие, в отличие от большинства программистов, которые в своей работе обходятся минимально необходимыми знаниями.

2. Программист-фанатик или просто программист, которому практические программирование доставляет несравненно большее удовольствие, нежели теоретизирования на околокомпьютерную тему.

3. Человек, способный понять и оценить ценность хака.

4. Программист, способный работать очень быстро.

5. Эксперт или фанат в любой области, например, «астрономический хакер» или «хакер-ботаник».

6. Человек, которому решение сложных задач доставляет огромное удовольствие, тот, кто любит действовать в обход общепринятых правил и ограничений.

7. (Вызывает много возражений) Человек, готовый всюду совать свой нос в поисках защищенной (секретной) информации (парольный хакер, сетевой хакер).


Хакеры-взломщики - довольно многочисленная часть андеграунда, которая в различных целях осуществляет «чистые взломы». Чистые в переводе с компьютерного сленга, это взлом, проникновение, при котором никакая информация не была уничтожена на каких-либо носителях, система продолжала работать без снижения своей эффективности, после проникновения хакер сообщил соответствующим лицам, ответственным за безопасность данной системы о проникновении, способе проникновения и подробно описал процедуру вторжения. Иногда, к этому понятию добавляют и копирование информации без использования в корыстных целях, но эта часть вызывает много споров и крайне неоднозначна, особенно, учитывая совершенствование законодательства в области копирайта.

Хакеры-вандалы – люди, по каким-то причинам планирующие и осуществляющие вторжение в компьютерные системы с сознательной целью причинения ущерба этим системам. Количество разнообразных атак, используемых этим типом людей достаточно велико, но при этом мы вновь не говорим о корыстных целях. Такие атаки проводятся людьми, несогласными с политикой каких-то стран, корпоративной политикой или в знак протеста против чего-либо.

Кракеры (крэкеры) – люди, которые целенаправленно занимаются коммерческим взломом компьютерных систем и сетей в корыстных целях. В 1985 понятие сформулировано самим хакерским сообществом, чтобы СМИ не отождествляли их с хакерами, одно из обозначений «темные хакеры». Термин исходит от образа Дарта Вейдера, героя фильма Джорджа Лукаса. Они имеют много общего с группой «пираты», но автор предлагает все же различать их.

Некоммерческие крэкеры-пираты – достаточно небольшая часть андеграунда, люди, которые нарушают закон, снимая защиту с коммерческого программного обеспечения, но при этом не зарабатывающие на этом деньги, а открыто выкладывающие взломанные программы в открытый доступ для всех желающих.

Пираты, warezники – люди, но чаще всего группы, которые специализируются на взломе программного обеспечения для последующей продажи. Необходимо отметить, что почти всегда это не одиночки, а хорошо организованные команды, кланы, со своей четкой специализацией и обязанностями членов такой группы. В числе прочих, в таких группах всегда присутствуют крэкеры, отвечающие за непосредственный взлом компьютерных программ.

Кибертеррористы – новая категория компьютерного андеграунда, связанная с феноменом виртуального террора. Одним из первых и самых ярких проявлений этой части был виртуальный террор во время палестино-израильской интифады в 90-х годах. В данном случае мы имеем дело с людьми, которые целенаправленно стараются причинить вред государству или какой-то группе людей, по идеологическим соображением, по возможности, максимизируя причиненный ущерб.

Санитары – на данный момент достаточная ограниченная часть андеграунда, наиболее полно представленная на ресурсе cyberarmy.com. Эта группа людей ставит своей основной целью свободное функционирование всемирной сети без вмешательства каких-либо государственных органов надзора, выражая готовность обеспечить нормальное функционирование сети собственными силами, искореняя сетевой...

Добавить комментарий
2004-08-26 17:33:21 - Конечно, информация должна быть свободной,... Вадим
Всего 1 комментариев

Copyright © 2001–2005 Computer Crime Research Center

CCRC logo
UA  |  EN
Рассылка новостей



TraCCC