Центр исследования компьютерной преступности

home контакты

Организованная преступность и киберпреступность: взаимодействие, тенденции, противодействие

Дата: 01.12.2004
Источник: CRIME.VL.RU
Автор: Перевод Татьяны Тропиной


terror/terror2.jpgСеть Интернет предоставила множество возможностей для легального бизнеса, увеличив скорость, легкость и диапазон совершения сделок, при этом снижая многие расходы. Но преступный мир также обнаружил потенциал и выгоды сети Интернет для ведения незаконной деятельности. “Темная сторона” Интернет – это не только мошенничество, кражи, распространение порнографии, педофилия, но и торговля наркотиками, и иная деятельность преступных организаций, чьи намерения простираются гораздо дальше, чем намерения хакерских сообществ, целью которых являются взломы.

В виртуальном мире, как и в реальном, большинство преступлений совершается индивидами или небольшими группами, и мы можем это явление охарактеризовать как “дезорганизованная преступность”. Но все же появляются все новые и новые свидетельства того, что организованные преступные группы также эксплуатируют возможности, предоставляемые сетью Интернет. “Организованная преступность” и “киберпреступность” никогда не станут синонимами. Организованная преступность продолжит вести свою деятельность в основном в реальном мире, а не в киберпространстве, а большинство киберпреступлений будет совершено индивидуумами, а не преступными организациями. Однако взаимосвязь этих явлений в ближайшие годы значительно увеличится.

Организованная преступность преследует, прежде всего, извлечение прибыли и может рассматриваться как ведение бизнеса преступными средствами. И теневой бизнес точно так же, как и легальные компании перемещает свои предприятия во всемирную сеть, ища новые пути извлечения прибыли. Преступные организации – не единственные действующие лица на нелегальном рынке, но они наиболее важные фигуры этого рынка, из-за повышенной “конкурентоспособности”, обеспеченной угрозой организованного насилия. Кроме того, преступные организации обнаруживают тенденцию очень быстро выявлять и применять новые возможности ведения противозаконной деятельности. И с этой позиции развитие сети Интернет и продолжающийся рост электронной торговли предлагают широкие перспективы извлечения нелегальной прибыли.

В последние годы существенно усложнились способы организованной торговли наркотиками. Колумбийские организованные преступные сообщества, торгующие наркотиками, для завоевания новых рынков в Западной Европе и бывшем СССР, применяли те же методы, что используются в легальном бизнесе. Преступные сообщества и наркоторговцы все чаще нанимают квалифицированных финансистов для проведения операций по отмыванию денег. Использование знаний и навыков юристов и специалистов в области финансов, хорошо осведомленных о различных финансовых схемах, в том числе оффшорных, существенно снижает риск обнаружения. Точно так же организованная преступность не нуждается в собственном техническом исследовании сети Интернет. Можно нанять специалистов из хакерского сообщества, экспертов в данной области, и эффективно выполнить все необходимые задачи с помощью вознаграждений и угроз.

Организованная преступность обычно базируется в слабых государствах, обеспечивая себе безопасные зоны для ведения транснациональной деятельности. Это обеспечивает им дополнительную защиту от правоохранительных органов и позволяет минимизировать риск. Интернет, имеющий трансграничный характер, идеально вписывается в эту модель деятельности – усилий, направленных на получение максимальной прибыли при минимальном риске. В виртуальном мире нет государственных границ, что делает его очень привлекательным для преступных организаций. Когда власть делает усилие по обеспечению безопасности киберпространства, различия в юрисдикциях выглядят угрожающими, попытки расследования преступлений становятся медленными и утомительными в лучшем случае, и невозможными – в худшем.

Интернет обеспечивает новые возможности для различных видов краж, от хищений из он-лайн банков до краж виртуальной собственности. Помимо этого, он предлагает новые средства для совершения давно существующих преступлений типа мошенничества, и создает новые уязвимые места, касающиеся коммуникаций и данных, которые представляют собой привлекательные цели для вымогательств. А вымогательство – преступление, которое всегда было основным элементом деятельности мафиозных организаций.

Анонимность Интернета делает его идеальным каналом и инструментом для многих действий организованных преступных групп. Криминальный мир – это некая темная сторона жизни, нечто неявное, тайна – ключевая часть стратегии организованной преступности, и Интернет предлагает великолепные возможности для сохранения тайны. Анонимность действий достигается различными способами – от использования доступа из кибер-кафе до применения отдельных путей маршрутизации.

Организованная преступность всегда выбирала специфические отрасли промышленности в качестве целей для проникновения и осуществления незаконного воздействия. Когда-то это была перевозка мусора и промышленное строительство в Нью-Йорке, утилизация токсичных отходов и строительная индустрия в Италии, банковская деятельность и производство алюминия в России. В перспективе, Интернет и рост электронной коммерции могут представлять для организованной преступности новую цель для проникновения и осуществления влияния, и это предполагает, что компании, занимающиеся Интернет-технологиями и сервисные фирмы должны очень осторожно подходить к выбору партнеров и лиц, оказывающих финансовую поддержку.

Таким образом, использование Интернета организованной преступностью не только закономерно, но и, вероятно, имеет тенденцию в будущем развиваться и процветать. Интернет становится как средством связи, так и целью, и позволяет получать значительную выгоду при низком уровне риска. Лучшего для организованной преступности нельзя представить. Поэтому очень важно определить способы, которыми уже в настоящее время организованная преступность использует киберпространство.

Основные тенденции взаимодействия организованной преступности и киберпреступности

Организованные преступные группы, в основном, используют Интернет для мошенничества и краж. Самый известный, хотя и неудачно завершившийся для преступников пример – попытка махинаций в Банке Сицилии в октябре 2000 года. Группа приблизительно из 20 человек, некоторые из которых были связаны с мафиозными кланами, работая с “йнсайдером” (работником банка, имеющим доступ к определенной информации), создала цифрового клона одного из он-лайн компонентов банка. Группа планировала совершить хищение около 400 миллионов долларов, ассигнованных Европейским Союзом на региональные проекты в Сицилии. Деньги предполагалось отмыть через различные финансовые учреждения, в том числе Ватиканский банк и банки в Швейцарии и Португалии. Осуществить задуманное помешало только то, что один из членов группы добровольно сообщил обо всем властям. Однако на этом примере можно увидеть, что организаторы преступлений видят огромные возможности получения прибыли, которые несет рост электронного банкинга и электронной торговли.

Преобразование различных форм организованной преступности в Интернет-преступность тесно связано со второй тенденций – организованная преступность становится причастна к тому, что называется “беловоротничковой преступностью”. Действия американских банд и российских криминальных организаций на Уолл-стрит попадают под эту категорию. В конце 1990-х годов преступными организациями много раз осуществляли манипуляции с ценными бумагами с помощью классических компьютерных методов. В большинстве случаев это делалось с применением принуждения или контроля над брокерскими фирмами, но Интернет также использовался для распространения информации, искусственно раздувавшей цену акций. Участниками этих мероприятий были члены семейств Боннано, Дженовезе, Коломбо, российские организованные преступные группы. Поскольку преступные организации все больше отходят от традиции “сильной руки” и сосредотачивают свои действия на возможностях беловоротничковых или финансовых преступлений, количество случаев использования сети Интернет для их совершения будет расти. Так, связанное с сетью Интернет мошенничество с акциями приносит инвесторам в среднем 10 миллиардов долларов потерь ежегодно, и это, безусловно, представляет собой прибыльную отрасль организованной преступной деятельности.

Это не предполагает, что характер организованной преступности изменится. Свойственная этому виду преступности готовность использовать силу и запугивание влечет развитие сложных схем кибервымогательства, когда вымогательство обусловливается угрозой уничтожения информации, данных, системы коммуникаций. Рост кибервымогательств – третья основная тенденция. Схемы вымогательства порой грубы, неумелы, но они могут быть осуществлены анонимно, при минимальном риске, и привести к большим выплатам. Возможно, это уже превратилось в особую форму преступной деятельности, высоко латентную. Сейчас это говорит о том энтузиазме, с которым организованная преступность готова эксплуатировать новые уязвимости, которые пришли с ростом доверия к сетевым системам.

Четвертая тенденция – использование средств, первоначально представлявших собой вредоносные программы и не являвшихся инструментами тайных преступных действий. Самый известный пример – попытка в 2000 году в помощью модифицированной версии вируса “Love Bug” получить доступ к паролям Объединенного Швейцарского банка и, по меньшей мере, двух банков США. Хотя данный случай не получил огласки, и неизвестно, кем были преступники, это добавляет веры в теорию о том, что организованная преступность развивает отношения с квалифицированными хакерами.

Пятая тенденция состоит в том, что можно называть подведомственностью. Киберпреступления – если они связаны с...

Добавить комментарий
Всего 0 комментариев


Copyright © 2001–2013 Computer Crime Research Center

CCRC logo
Cyber Safety Unit – проект посвященный проблемам киберпреступности