Центр исследования компьютерной преступности

home контакты

Вопросы международного сотрудничества в борьбе с компьютерной преступностью

Дата: 18.05.2005
Источник: www.crime-research.ru
Автор: Артем Корягин


etc/mishen.jpgВ последнее время, в связи с развитием сферы и масштабов использования компьютерной техники в управлении, производстве и обслуживании населения большинства стран мира, передачи значительного количества рабочих операций под контроль автоматических и автоматизированных систем, получили распространение и противоправные действия с использованием компьютерной информации, компьютерной техники и компьютерных технологий.

Преступные организации также используют передовые технологии, доступные и оцененные ими как факторы, в т.ч. фактор технологического усовершенствования, способствующие достижению целей максимального получения прибыли от незаконных операций. Преступники заинтересованы в применении средств противодействия техническому наблюдению за ними, использованию в противоправных действиях цифровых технологий, включая зашифрованную связь через сеть Интернет.

В результате возникла угроза причинения значительного по своим масштабам ущерба правам и законным интересам юридических и физических лиц, имеющих право на информацию и непосредственно использующих данные технологии, а также государства, как специфического субъекта правоотношений. Противоправное использование компьютерных технологий в качестве средства телекоммуникации между лицами, находящимися в разных государствах мира, привело к появлению трансграничной компьютерной преступности.

К видам противодействия какому-либо негативному явлению или процессу, в т.ч. и в сети Интернет, относятся техническое и правовое противодействие. Составляющими правового являются правотворчество – принятие правовых норм, регулирующих отношения в определенной сфере деятельности государства, общества и человека, правоприменение – воплощение в жизнь на основе решений и действий лиц правил и общего порядка, установленного данными нормами.

Международными организациями и органами власти многих государств принимаются меры по противодействию данному виду преступлений. С использованием системы классификации способов совершения правонарушений разработан кодификатор Генерального Секретариата Интерпола, где отдельно предусмотрены компьютерные преступления. Европейским комитетом по проблемам преступности Совета Европы в 1990 году, с целью определения в Европе преступлений, связанных с компьютерами, подготовлены рекомендации о включении в законодательство европейских стран уголовных норм “Минимального списка” и “Необязательного списка” компьютерных преступлений. Вопросам международного сотрудничества в борьбе с компьютерной преступностью и кибертерроризмом в последние годы уделяется особое внимание. В связи с существованием в мире значительной угрозы терроризма, данный вопрос актуален на сегодня и для Украины, что закреплено в Законе Украины “Про основы национальной безопасности Украины”, статьей 7 которого “компьютерная преступность” и “компьютерный терроризм” определены среди основных реальных и потенциальных угроз национальной безопасности Украины в информационной сфере. В то же время различие норм уголовного и уголовно-процессуального права в разных странах является сдерживающим фактором эффективного противодействия преступлениям в сфере компьютерной информации и использования компьютерных технологий.

Исследование вышеперечисленных аспектов и факторов необходимо для анализа существующих механизмов противодействия незаконным проявлениям в данной сфере, а также для подготовки предложений по их совершенствованию.
В 2001 году в г. Будапешт представителями стран-членов Совета Европы, Украины, а также других государств, подписана “Конвенция о киберпреступности”. Разработана “Конвенция о защите лиц в связи с автоматизированной обработкой персональных данных”.

Целями Конвенции о киберпреступности определены: пресечение действий, угрожающих конфиденциальности, целостности и доступности компьютерных систем, сетей и компьютерных данных; противодействие злоупотреблению данными системами, сетями и данными путем установления уголовной ответственности, а также предоставление прав, достаточных для эффективной борьбы с данными преступлениями, путем создания условий для выявления, расследования и привлечения к ответственности лиц, их совершивших.
Конвенция содержит положения о необходимых изменениях в материальном и процессуальном праве стран, присоединившихся к данному международному соглашению.

Статьями Конвенции предусмотрено определение в уголовных кодексах присоединившихся стран ряда уголовно наказуемых деяний. Как преступления против конфиденциальности, целостности и доступности компьютерных данных и систем определены незаконный доступ, незаконный перехват, вмешательство в данные, вмешательство в систему, преступные действия с устройствами. Преступления, связанные с компьютерами: подделка данных, а также мошенничество, связанные с использованием компьютера. Описаны преступные действия, связанные с нарушением авторских и смежных прав, а также как преступное деяние, связанное с содержанием, преступление, связанное с детской порнографией.

Одним из сдерживающих факторов реагирования на противоправные действия в данной сфере является длительность процедуры ответной реакции правоохранительных органов при совершении компьютерных преступлений одновременно на территории двух, трех и более стран мира. Часть вторая - “Процедурное право” - Конвенции способствует определению гарантий и процедуры расследований и привлечения к ответственности лиц, совершивших преступные действия, описанные данной Конвенцией, а также процедуру сбора доказательств в электронной форме. В связи с возможностью использования электронной информации и технологий ее обработки и в иных преступных действиях, предусмотрена возможность применения данных процедур и при расследовании иных преступлений, совершенных с использованием компьютерных технологий.

После принятия уголовных и уголовно-процессуальных норм в национальном законодательстве стран, присоединившихся к Конвенции, значительно улучшится правовое обеспечение борьбы с киберпреступностью, будут созданы условия для эффективного противодействия и реагирования на действия преступников.
Действующие нормы уголовного законодательства, используемые для борьбы с компьютерными преступлениями в странах Европы, и ряда других, требуют проведения сравнения и анализа на предмет совместимости и возможности адекватного применения. С этой целью подготовлено сравнительную таблицу соответствия положений Конвенции о киберпреступности нормам уголовного законодательства стран, а также данным кодификатора Генерального Секретариата Интерпола.
Все коды, характеризующие компьютерные преступления, имеют идентификатор, начинающийся на букву Q. Для описания преступления используются до пяти кодов, расположенных в порядке убывания значимости совершенного преступления.
QA – несанкционированный доступ и перехват (QAH – компьютерный абордаж, QAI - перехват, QAT – кража времени, QA – прочие виды несанкционированного доступа и перехвата); QD – изменение компьютерных данных (QUL – логическая бомба, QDT – троянский конь, QDV – компьютерный вирус, QDW – компьютерный червь, QDZ – прочие виды изменения данных); QF – компьютерное мошенничество (QFC – мошенничество с банкоматами, QFF – компьютерная подделка, QFG – мошенничество с игровыми автоматами, QFM – манипуляции с программами ввода-вывода, QFP – мошенничество с платежными средствами, QFT – телефонное мошенничество, QFZ – прочие компьютерные мошенничества); QR – незаконное копирование (QRG – компьютерные игры, QRS – прочее программное обеспечение, QRT – топография полупроводниковых изделий, QRZ – прочее незаконное копирование); QS – компьютерный саботаж (QSH – с аппаратным обеспечением, QSS – с программным обеспечением, QSZ – прочие виды саботажа); QZ – прочие компьютерные преступления (QZB – с использованием компьютерных досок объявлений, QZE – хищение информации, составляющей коммерческую тайну, QZS – передача информации конфиденциального характера, QZZ – прочие компьютерные преступления).

Как следует из приведенных данных, в ряде стран существуют особенности уголовных норм государств. Так, в Республике Польша, Российской Федерации, Украине и Федеративной Республике Германия нормы закреплены в уголовных кодексах данных стран. В Японии применяются нормы Закона “О неправомерном компьютерном доступе”, в Австрийской Республике - нормы “Акта о приватности”. В Королевстве Швеция в зависимости от общественной опасности деяния применяются либо нормы “Акта о данных”, либо нормы уголовного кодекса. В США отношения в данной сфере регулируют сразу несколько актов: 15-й, 17-й, 18-й, 42-й, 47-й своды законов США, также используется законодательство отдельных штатов по данным вопросам. Особенность законодательства США обусловлена построением правовой системы государства по англосаксонскому (прецедентному) типу.

Предварительный анализ информации о нормах законодательства отдельных стран показывает, что из них наиболее специализирован и соответствует положениям Конвенции о киберпреступности Уголовный кодекс Федеративной Республики Германия. Немаловажным фактором понимания, оценки и выработки мер противодействия преступлениям, совершенным с использованием новых технологий, является выработка понятийного аппарата, определение, нормативное закрепление и использование общих понятий и терминов.

Добавить комментарий
2005-09-01 13:59:42 - Your blog is very interesint 1
2005-05-26 01:45:25 - pierogow nie lubie ruskich
2005-05-26 01:44:32 - w dupe wojta pocalujta Dyzma
2005-05-18 15:10:37 - pocałujta w dupę wójta Nikodem
Всего 4 комментариев


Copyright © 2001–2006 Computer Crime Research Center

CCRC logo
Рассылка новостей





офисный переезд по городу