Центр исследования компьютерной преступности

home контакты

Международное сотрудничество в борьбе с транснациональной киберпреступностью(на конкурс)

Дата: 02.04.2008
Источник: www.crime-research.ru
Автор: Елена Власова, Университет им. Тараса Шевченко


law/law.jpgУкраина активно участвует в международном многостороннем и двустороннем сотрудничестве по борьбе с киберпреступностью, выступает за разработку международной стратегии комплексного противодействия киберугрозе и создание единых международно-правовых механизмов с целью унификации национальных уголовных законодательств.

Сегодня, наряду с традиционными направлениями деятельности, следователям и оперативным работникам приходится сталкиваться с новыми видами преступлений, связанных с использованием компьютеров, чему, безусловно, способствует широкое внедрение компьютерных технологий на основе использования локальных и глобальных информационных сетей.

К сожалению, широкое использование в повседневной жизни компьютерных технологий и создание на их основе глобальных компьютерных сетей, как неотъемлемой части современной международной финансовой и банковской деятельности, создает предпосылки, облегчающие совершение преступных деяний и часто такие преступления остаются безнаказанными. Распространение компьютерных вирусов и детской порнографии, мошенничества с пластиковыми платежными карточками, хищение денежных средств с банковских счетов, компьютерный терроризм – это далеко не полный перечень подобных преступлений, которые получили распространенное название "киберпреступность". Наблюдается опасная тенденция сращивания "киберпреступности" с транснациональной и организованной преступностью.

По мнению профессора Виталия Номоконова, исследования транснациональной организованной преступности, как известно, сопряжены с особыми трудностями, связанными не только с высокой латентностью организованной преступности вообще, но и с трансграничным характером деятельности организованных преступных групп [1]. Последнее обстоятельство - выход организованных преступных групп за пределы национальных границ и использование ими возможностей глобальной информационной сети Интернет обусловлено, прежде всего, взаимосвязанным процессом экономической и криминальной глобализации.

Интернет давно уже стал прибежищем преступников всех мастей. Сеть, связавшая миллиарды людей по всему миру, дает уникальные возможности не только рядовым пользователям, но и антисоциальным элементам. Анонимность и отсутствие границ делают Интернет эффективным оружием в руках злоумышленников. Расследование и профилактика таких преступления превращается в "головную боль" для сотрудников правоохранительных органов. Если для поимки преступника в «реальном» мире достаточно схватить его за руку, то в виртуальном пространстве злоумышленники зачастую действуют с территории других государств. В этом случае приходится сотрудничать с зарубежными правоохранительными органами, что не всегда представляется возможным.

Учитывая фактор глобализации такого вида преступности, все более очевидным становится то, что ни одно государство сегодня уже не способно самостоятельно противостоять этой опасности. В связи с чем неотложной проблемой становится необходимость активизации международного сотрудничества в этой сфере. Существенное место в таком сотрудничестве принадлежит международно-правовым механизмам регулирования и взаимодействия правоохранительных органов в вопросах противодействия и расследования компьютерных преступлений.

В процессе проведения расследований транснациональных киберпреступлений правоохранительные органы конкретного государства, полномочия которых распространяются исключительно на его территорию, должны будут сотрудничать между собой, руководствуясь при этом принятыми этими государствами международно-правовыми документами. В зависимости от отношений между заинтересованными государствами, характера соответствующей информации или других факторов может также возникать потребность в разработке дополнительных полномочий и процедур при расследовании таких преступлений.

Транснациональный характер киберпреступности дает основания считать, что разработка общей политики по основным вопросам должна быть частью любой стратегии борьбы и противодействия. Такая общая политика имеет важное значение для предотвращения возникновения "правовой крыши", в частности, в рамках тех правовых систем (юрисдикций), в которых определенные действия не криминализованы.

Сегодня одним из главных правовых механизмов противодействия киберпреступности является Конвенция о киберпреступности, которая была открыта для подписания в рамках Совета Европы еще в ноябре 2001 года. Конвенция представляет собой уникальный международный договор, устанавливающий правовые рамки для эффективной борьбы с преступлениями против компьютерных систем или с “традиционными” преступлениями (терроризм, отмывание денег, мошенничество, вымогательство), совершаемыми с использованием компьютерных систем. Но поскольку Конвенция о киберпреступности разрабатывалась (начиная с 1997 года) без участия представителей Российской Федерации, ряд положений Конвенции содержит правила иные, чем предусмотренные российским законодательством. Украина подписала и ратифицировала Конвенцию, однако для практического ее применения необходимо еще внести изменения в действующее законодательство.

Большую роль в вопросах международного сотрудничества в борьбе с киберперступностью продолжает играть Организация Объединенных Наций, в рамках которой на протяжении последних 10 лет подготовлено и принято ряд очень важных документов по вопросам предупреждения преступлений, связанных с применением компьютеров и борьбе с ними, а также ряд международных соглашений направленных на сотрудничество в противодействии компьютерной преступности.

Международные компьютерные сети позволяют осуществлять деятельность на такой территории, где может действовать (намеренно или непреднамеренно) принцип экстерриториальности. Например, правоохранительные органы одного государства могут получать данные из компьютерной сети в рамках правомерного поиска компьютерной информации в этом государстве, но при этом устанавливать, что некоторые из полученных данных были сохранены в рамках сети другого государства и защищены законами этого государства.

Аналогичным образом государство может правомерно перехватывать электронные сообщения, проходящие через ее территорию, даже если такими сообщениями обмениваются лица, расположенные в других государствах, где они пользуются правовой защитой от произвольного вмешательства такого государства в сферу частной связи. Работающие в сети сотрудники правоохранительных учреждений также могут осуществлять скрытные действия в соответствии с законодательством своих стран на условиях, в которых такие действия или методы не допускались бы законодательством других государств, где они действуют. Все эти сценарии являются новыми, не имеют параллелей и в международном праве в настоящее время не предусмотрено оказание существенной помощи или рекомендаций в отношении решения возникающих проблем.

Кроме того, отсутствует широкий консенсус в отношении возможного устранения трансграничных последствий правомерно применяемых следственных действий внутреннего характера. Общепризнано, что государство правомочно применять на своей территории, на которой оно обладает исключительной юрисдикцией, следственные действия или принудительные меры в отношении любого из своих граждан. В результате применения таких полномочий могут возникать случаи, когда размещенные на другой территории данные считываются и копируются или, возможно, уничтожаются. С точки зрения государства, в котором велся поиск данных, такие действия могут образовывать состав уголовного преступления в соответствии с внутренним уголовным правом, а также являться нарушением национального суверенитета.

В то же время, согласно другому мнению, международное право не запрещает такое вмешательство, поскольку с технической точки зрения такие данные доступны и могут быть получены из государства, осуществляющего их поиск, без какой-либо помощи или вмешательства со стороны государства, где осуществляется поиск таких данных. Имеющиеся в любых разделах сети данные можно рассматривать как общедоступные, и по этой причине вопрос о доступе к ним из любого государства, в котором они в настоящее время находятся, регулируется исключительно внутренним, а не международным правом. С такой точки зрения обращение к государству, где осуществляется поиск данных, не является необходимым ни на одном из этапов деятельности. Согласно международному праву, по-прежнему неоднозначен вопрос о том, в какой мере данные являются или не являются общедоступными (например, лица, осуществляющие поиск данных, фактически должны загружать их из сервера одной страны в другую страну).

Что касается мнения, согласно которому любое вмешательство в функционирование компьютерной сети, расположенной на территории какого-либо государства, является нарушением территориальной целостности такого государства, то целесообразно рассмотреть два различных мнения о состоянии международного права. Одно из мнений основано на принципе, согласно которому государства не должны в одностороннем порядке иметь право на поиск, копирование или иную модификацию данных или компьютерных систем, расположенных в другом государстве, на том основании, что аналогичные действия, осуществленные посредством одностороннего физического присутствия, не допускаются. Для получения доказательственных данных от другого государства следует придерживаться действующих процедур взаимной правовой помощи. Это мнение основано на традиционных принципах, но в нем не признаются практические проблемы в связи с расследованием компьютерных преступлений.

Более прагматичную точку зрения выдвигают те, кто считает, что международное право в настоящее время не дает четкого ответа на вопросы о нарушениях национальных законов или ущемлении суверенитета. Сторонники этой позиции утверждают, что международное право может формироваться под воздействием достижения...

Добавить комментарий
Всего 0 комментариев


Copyright © 2001–2008 Computer Crime Research Center

CCRC logo
Рассылка новостей


Rambler's Top100